4сен 2009
1 сентября 2009 г. состоялись жаркие общественные слушания по вопросу — сейчас будет сложно — о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на территории предполагаемого в будущем общественно-делового района «Охта». Обсуждали 396 метров в центре Петербурга.
Кто тут депрессивный?
Как приятно собраться и обсудить с народом в 9 утра 1 сентября высоту небоскрёба ОДЦ «Охта» — именно так, видимо, рассуждали организаторы общественных слушаний, назначая последние на утро Дня знаний. До места проведения мероприятия (ул. Маршала Тухачевского, 27, корп. 2) от станции метро «Новочеркасская» 25 минут езды на маршрутке и ещё 10 минут ходьбы. Таким образом, даже из Центрального района Петербурга (если человек живёт совсем рядом со станцией метро) желающему посетить слушания нужно было затратить около часа на дорогу.
Безусловно, членам президиума собрания, а также активистам молодёжных организаций не составило труда добраться-таки до отеля «Карелия», в котором и прошло мероприятие. Совсем другая история с пенсионерами. Для некоторых из них вопрос сохранения строгого, элегантного, величественного облика Петербурга особенно важен как для людей, которые сражались за него ещё в Великую Отечественную. Им прийти в назначенное место было гораздо сложнее, чем молодым, а с учётом начала регистрации в 8.00 желающим отстоять свою точку зрения нужно было ещё и встать с первыми петухами. Понятно, что при всём желании многим работающим и учащимся непросто было отпроситься у начальства и преподавателей на добрую половину рабочего/учебного дня. Не смогли прийти и многие родители, отправлявшие 1 сентября детей в первый класс. При этом мероприятие всё-таки посетили порядка пятисот человек. Можно представить, сколько петербуржцев пришло бы на слушания, будь последние назначены на приемлемое время. Радует то, что в нашем городе по-прежнему остаются люди разного возраста с активной гражданской позицией.
Свой вклад в создание атмосферы демократического праздника, как обычно, внесли многочисленные сотрудники милиции, ОМОНа, а также стражи порядка в штатском, которые обеспечивали безопасность в зале слушаний. Похоже, ОМОН стал таким же атрибутом политических собраний, как в последнее время священники на светских тусовках… На входе в гостиницу «Карелия» каждого пришедшего обыскивали по 3 раза. Для активистов НБП мероприятие закончилось буквально на его пятой минуте. Как только национал-большевики достали свои флаги и начали кричать: «Ваши слушания — фарс!», ловкие и сильные хранители порядка помогли возмутителям спокойствия оказаться на свежем воздухе. В зале присутствовали члены различных молодёжных организаций («Молодёжное Яблоко», РСДСМ, «Живой город», НДСМ, уже упомянутая НБП, «Белое дело» и многие другие), представители общественности, журналисты, провокаторы, которые порывались подраться с активистами политических организаций, выступавшими с протестными лозунгами, и вырывали у них из рук свистки и даже в одном случае сотовый телефон. Противников проекта было около двух третей собравшихся.
Мероприятие продлилось 4 часа, как и было заявлено в регламенте слушаний, которые начались с речи начальника управления координацией ОАО «Общественно-деловой центр «Охта»» Лучина. Петр Александрович поведал пришедшим о благах, которые сулит жителям Санкт-Петербурга построение ОДЦ «Охта»: это и бассейн, и фитнес-залы, и библиотека с читальным залом на 200 мест, и пресс-центры, и магазины, и учреждения общественного питания, и прачечные, химчистки, подземная стоянка… Господин Лучин также пообещал новую транспортную развязку, которая в три раза увеличит проходимость в районе. Петр Александрович заверил граждан, что проект «Охта-центра» превратит депрессивный Красногвардейский район в общественно-деловой центр. При этом, правда, кто-то, видимо, из местных патриотов обиделся и крикнул: «Сам ты депрессивный!»
Кто боится терактов?
Далее было рассказано о неблагоприятных условиях для застройки, которыми характеризуется территория предполагаемого строительства ОДЦ. Таким образом, члены президиума апеллировали к следующему: участок мал для того, чтобы расположить на нем всё предусмотренное уже согласованным регламентом застройки, а также не отвечает ни требованиям антитеррористической безопасности (для защиты штаб-квартиры «Газпрома» её стены должны быть удалены от трасс и рек на 100 метров), ни условиям экономической целесообразности. Поэтому необходимо строить высотную доминанту.
Выступление господина Никандрова длилось больше часа. Архитектор еще раз рассказал о проекте, о беспрецедентных археологических раскопках, которые ведутся на территории Малой Охты и финансируются ОАО «Общественно-деловой центр «Охта»». Филипп Валерьевич вспомнил Париж, Прагу, Лондон; сравнил «Охта-центр» сначала с Адмиралтейством, затем с Исаакиевским собором, далее с Петропавловской крепостью. Господин Никандров подчеркнул, что на сегодняшний день в Петербурге нет ни одной обзорной площадки, оборудованной для инвалидов. Проект ОДЦ «Охта» в свою очередь предполагает такую площадку.
Заместитель гендиректора ООО «Институт территориального развития» господин Аврутин показал примеры компьютерных моделей оценки видимости планируемого размещения «Охта-центра». Владимир Длорович признал тот факт, что со 135 исследованных точек обзора в 45 случаях высотная доминанта видна.
Сразу за выступлением господина Аврутина последовала самая интересная часть слушаний — вопросы и выступления из зала. Со стороны противников обсуждаемого проекта посыпались самые разные вопросы. «Неужели нам в кризис некуда больше девать деньги?» — просил один из присутствовавших на слушаниях. Из президиума последовал ответ, согласно которому кризис когда-нибудь закончится, а в город благодаря проекту ОДЦ «Охта» придут транснациональные компании — следовательно, и налоговые поступления, которые с лихвой окупят затраты на проект.
Кто в ответе?
Был задан вопрос о том, что делать с массовыми захоронениями, обнаруженными на территории отданного под застройку участка. Защитники проекта из президиума объяснили, что то, что найдено, является зоной ответственности археологов. Далее из зала поинтересовались, каким нормативно-правовым актом проведут (если это удастся) возможность постройки здания высотой 400 метров. В ответ была произнесена общая фраза о том, что инициаторы проекта действуют строго в соответствии с законом. Правда, чуть позднее, когда стало ясно, что публика требует конкретики, в президиуме пояснили, что окончательное решение будет принято постановлением правительства. То есть ответственность за строительство небоскреба напротив Смольного собора будет полностью лежать на администрации Петербурга.
Получилось забавно, когда на вопрос о том, зачем же «Газпром» уже четыре года «сеет гражданскую войну» и почему ОДЦ нужно строить именно на участке, неблагоприятном для застройки, депутат ЗакСа Игорь Риммер заявил о том, что он, безусловно, за гражданскую активность.
Последовало два вопроса от Михаила Амосова («Яблоко»). Первый из них был адресован Филиппу Никандрову о возможности компромисса относительно высоты здания. Архитектор ответил утвердительно, но подчеркнул, что это был бы уже другой проект. Второй вопрос к Владимиру Аврутину касался точек, с которых видно планируемую высотную доминанту. Господин Амосов уточнил: правильно ли он понимает, что исследование, о котором рассказывал Аврутин, доказывает, что доминанта будет видна в тех точках, в которых по закону она не должна быть видна. Владимир Длорович сказал, что всё правильно, но что он не хочет углубляться в юридические тонкости, а кто хочет, может обращаться в суд.
Кто хочет?
Противниками проекта также была отмечена опасность создания прецедента: если перейти установленную идеологическую границу один раз, то все начнут строить свои небоскребы. Много говорилось о важности сохранения эстетичности фасадов; планируемое четырехсотметровое строение в Петербурге сравнили с сомбреро, надетым с военно-морской формой, и окрестили «доминантой всевластия денег».
Члены президиума в свою очередь несколько раз повторили, что всё намерены делать исключительно в соответствии с законом, даже сравнили себя с Петром I. Основным аргументом защитников ОДЦ «Охта», сидевших в зале, было то, что проект им нравится и что за ним будущее. Один из явных апологетов «Охта-центра» удивил публику восторженной фразой о том, что ему все равно, как будут меняться законы под реализацию проекта, потому что последним, несомненно, мы все «еще будем гордиться».
Противники и защитники проекта также несколько раз обвинили друг друга в отсутствии культуры. Слушания закончились в 13.00, как и предполагалось по регламенту. Председательствовавший на слушаниях А. П. Галахов напомнил о том, что до 7 сентября все желающие могут оставлять свои мнения и пожелания в письменной форме. Люди, особенно пожилые, из которых большая часть провела все четыре часа слушаний стоя, потому что мест всем не хватило, устали и разошлись по домам. А теперь ответим на вопрос в заголовке…
Лида Белькевич,
специально для «Полит-грамоты»