Winterschool 2009-2010. Впечатления участников

Итак, мы снова отправились в уже знакомый дом, что находится в Верпфуле, в предместье Берлина, с целью узнать новое о необъятном понятии «социализм», о его месте в современном мире и о возможных путях его развития. Делегация от РСДСМ состояла из трёх человек: Агаповой Дарьи, Ашастиной Ксении и Афанасьевой Виктории. Как понятно из девиза зимней школы, основным топиком всех семинарских занятий было разностороннее понятие «социализм». Для начала хотелось бы выделить те аспекты, которые необходимо упомянуть при описании нашей работы в школе: темы, методы и свободное время. Мы, как люди уже побывавшие в летней школе, с интересом заметили, что (умышленно или нет) нам предоставляется гораздо, практически в разы, больше свободного времени, нежели это было летом. Всего два Workshop’а, а остальное время занимает работа в своих Creative Working Group. Как и всегда было несколько групп, каждая из которых готовила презентацию своих обсуждений и групповой работы. Что касается топиков, в эту зимнюю школу особенно выделялся вопрос гендерного равенства и проблемы ущемления прав женщин и меньшинств, также довольно большое внимание уделялось вопросу образования и пропаганде. Хотя всё-таки наверное стоит выделить все креативные группы, чтобы не было возможности забыть что-то важное.
  • Socialism — (don’t) do it yourself
Группа анализировала жизнь в капиталистическом мире и разрабатывала совместно модель социализма посредством чтения и обсуждения.
  • Gender & Socialism
Фото-группа, анализировала то, насколько влияет пол человека на его выживаемость в мире капитализма.
  • How to fight capitalism through the media
Медиа-группа, анализировала и обсуждала вопросы свободы, а именно свободы слова и печати, результатом работы группы стал первый выпуск газеты Wertpfuhler Zeitung.
  • A beginners guide to life in capitalism
Группа выясняла видимые проявления капиталистического уклада в нашей жизни, т.е. в школе, на работе, в свободное время, в отношениях. Также обсуждались возможные пути решения этих проблем.
  • Cooperation in practice subverting propaganda of ourselves
Группа обсуждала применение кооперационных принципах в построении социализма, используя писательские методы, они создавали условия пропаганды.
  • Human rights and Socialism – 2 sides of the same coin or 2 different coins?
Группа обсуждала место прав человека в социалистических идеях и использовала новые альтернативные способы для изображения своих идей.
  • Step by step – socialist education for reaching a better world
Группа обсуждала вопросы образования и его места в реализации социализма, итогом работы группы стал анимационный фильм.
  • Woman and socialism
Эта группа обсуждала место феминизма в социализме, о том, как социалисты могут изменить различие в ролях, которые занимают женщины и мужчины.
  • Socialism in daily life
Группа импровизационного театра обсуждала место социалистических ценностей в различных жизненных ситуациях, для чего и использовались театральные методы.
  • If I can’t sing, it’s not my revolution
Эта группа обсуждала роль песен и музыки в социалистическом движении, ребята вспоминали, какие песни юные социалисты больше всего любят петь вместе у костра.
  • Organizing towards socialism
Группа обсуждала место организационных методов в социалистическом движении, разрабатывала слоганы, после которых люди захотели бы задуматься о каких-то вещах. Теперь хотелось бы поподробнее рассказать про наши группы и методы, которые применялись на семинарских занятиях. Как обычно удивляет и восхищает желание тимеров создать единый дух группы, для чего уcтраиваются различные тим-билдинги. Это могут быть как импровизированные игры, так и специальные обучающие логические командные игры. Также обязательным условием каждого семинара была специальная игра для запоминания имён и этот момент особенно важен для установления контакта, поскольку персонализация партнёра по дискуссии облегчает процесс коммуникации. Ну и, конечно же, замечательные энерджайзеры, которые были просто незаменимы для оживления дискуссии и для активизации жизненной энергии. Двое из нашей делегации попали в группу анимационного фильма. Чем мы занимались в этой группе? Для начала мы, конечно, делились нашими понятиями о социализме, делились опытом в сфере образования в разных странах. Мы выявили три типа образования и выяснили, какое из них лучше всего подходит под основные принципы социализма. По ходу дела мы ознакомились с важнейшими принципами молодых социалистов Германии и поняли, что наши взгляды совпадают. Подобные дискуссии и работа в группах или парах приносят большие результаты, каждый из нас вынес оттуда объёмный кулёк ранее неизвестных фактов. Мы познакомились с биографиями и деятельностью таких выдающихся теоретиков образования как Лёвенштайн, Монтессори и Нейль. Совместным обсуждением мы выявили ту границу, которая проходит между коммунизмом и социализмом, но не остановились на этом и сравнили методы образования в каждой из этих систем. Помимо новых и интересных теоретических знаний мы получили и новые навыки работы на компьютере. Мы научились работать с анимационной программой, и со стандартным Windows Movie Maker. Это был абсолютно новый опыт, ранее до этого мы никогда не пользовалась ни веб-камерами, ни программами для создания фильмов или мультиков. Что касается методов работы, поскольку мы уже участвовали в летней школе, некоторые из них  были знакомы, но но также мы открыли много нового. Перечислим лишь некоторые:
  • Когда мы занимались определением социализма или обсуждали возможные пути применения полученного нами опыта, каждый участник группы получал маркер и листочки, на которых он писал насколько слов, общие результаты потом вывешивались на доску, что давало дополнительный источник для обсуждений.
  • Другая методика общения, которую можно назвать «молчаливая дискуссия». Идея была в том, что все свои мысли мы должны были сосредоточить на одном большом листке бумаги. Цель задания заключалась в определении взаимосвязей между следующими понятиями: общество, образование, группа и индивидуум. Кроме выявления самых связей можно было оспаривать чужое мнение, но тоже только посредством ручки и бумаги. Т.е. получался этакий «чат» на бумаге. Не смотря на первоначальное общее замешательство группы, дело стало развиваться и все быстро увлеклись этим занятием. Выглядела наша дискуссия вот так вот.
В рамках зимней школы было отведено большое количество свободного времени, именно в это время была организована снежная битва, продлившаяся относительно недолго, но поднявшая настроение до невиданных высот. Отдельно хочется выделить Sharing day 1 января нового года. Фактически это день инициативных групп, это было свободное время, когда все желающие могли организовать какое-либо мероприятие и обменяться опытом с другими участниками семинара. Мы посетили мастер-класс группы импровизированного театра и сходили на презентацию швейцарского социалиста, посвящённую организации акций и их освещению в средствах массовой информации. Традиционным уже мероприятием стала презентация организации и Snack-Evening, где наша группа встречала всех икрой, медовухой, пряниками и другими сладостями. С потрясающими эмоциями и впечатлениями, с потяжелевшим багажом знаний возвратились мы в Петербург. Хотим поблагодарить за эти замечательные зимние дни, проведённые в непередаваемой атмосфере единения Ирландии, Великобритании, Швеции, Норвегии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Чехии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Швейцарии, Словении, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Израиля и России! Агапова Дарья, Афанасьева Виктория, Ашастина Ксения