Отчет о проведении первого правозащитного кинофестиваля «32 мая» в Москве

12-14 декабря в Школе на Хавской прошел московский тур кинофестиваля «32 мая», посвященный правозащитной тематике. Кинофестиваль не вызвал бурного общественного резонанса, хотя по времени – попал в самую точку. Ровно в те же даты в Москве проходили погромы и митинги. Милиция боролась с нацистами, нацисты боролись с кавказцами, кавказцы боролись за жизнь, а футбольные фанаты боролись с милицией за тело убитого в драке товарища. В итоге досталось, как водится, всем. А благодаря грамотной работе спецслужб и медийщиков больше всего досталось мирным гражданам, несколько дней боявшимся выходить из домов. На второй день кинофестиваля, 13 декабря, несколько человек не смогли к нам присоединиться, поскольку боялись беспорядков метро и блокировки станций. Станцию в результате блокировали только одну – Охотный ряд – а то, чего ребята боялись, случилось двумя днями позднее, когда фестиваль уже прошел. В этой, мягко говоря, неспокойной атмосфере два десятка человек разного возраста собрались в небольшом зале, чтобы обсудить тему прав человека. Тематику задали три фильма трех разных стран, разных эпох и с абсолютно разными картинами мира – но объединенных одной нехитрой философией: гуманизмом. Нехитрой не в смысле легкости для понимания, а в смысле простоты и нелукавости своего происхождения. Той гениальной простоты, из которой черпали свое вдохновение Гюго, Толстой и Чехов, о которой писали свои стихи Фет и Тютчев, слагали партитуры Шостакович и Гуно. Объединяло три показанных фильма – «Карабинеры» Жан-Люка Годара (1963 г.), «Корчак» Анджея Вайды (1990 г.) и «Уроки русского» Андрея Некрасова и Ольги Конской (2009 г.) – еще одно: война. О войне снято, сказано и обсуждено немало. Но помимо всех истин, рожденных этой страшной темой, в дискуссиях во время фестиваля вышла из глубин памяти еще одна: в войне не бывает победителей. Личных победителей. В ней могут побеждать государства – но никогда не побеждает ни одна человеческая личность. Проигравшие выходят из нее мертвыми физически или морально. Победители – выходят убийцами. С нарушенной психикой. Выходят измененными личностями, в которых изначальная простота гуманизма навеки сломлена секундной встречей со смертью. Чужой смертью. «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» — записано во Всеобщей декларации прав человека (Статья 3). «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища…» – записано там же в Статье 12. Каждый имеет – но не каждый может воспользоваться. Не могут пользоваться этими правами те, кто живет на границе – особенно если это граница интересов. Не могут пользоваться ими те, кто противоречит нашим целям, кого мы считаем недостойными, второсортными и т.п. Не могут пользоваться те, кто нам мешает. А если они вдруг считают иначе – что ж, нам придется доказать это силой. Такова логика тех, кто начинает войну. Такова логика тех, кто в нее вступает. И уже не важно, кто нападал и оборонялся, кто атаковал и кто сдался в плен. На первый план выходят не победители и побежденные, а тот цинизм, о котором говорит в конце своего фильма Ольга Конская. Цинизм, с которым военные – будь то абстрактные карабинеры, педантичные нацисты или офицеры ВС РФ – говорят людям: «Забудьте о своих правах. И подумайте лучше о жизнях. А то у нас тут государственный интерес разболелся…» За три дня кинофестиваля зал на Хавской посетили 20 человек. Среди них были профессиональный режиссер и профессиональный кинокритик, педагоги средней школы и офисные служащие, студенты и даже несколько старшеклассников. И, конечно, организаторы самого фестиваля от РСДСМ Москва и Творческого Объединения «Дети Солнца»: Серега Баринов, Витя Некрестьянов, Артем Ванин и Сергей Малыгин. До встречи вновь перед синим экраном! Теперь – в марте. Сергей Баринов