
Член Контрольно-ревизионной комиссии петербуржского отделения Юрий Иоффе поделился с редакцией сайта РСДСМ своими мыслями относительно грядущих выборов в Государственную Думу в частности и состояния партийной системы в целом.
Юрий, добрый день! Через месяц состоятся выборы в пятую Государственную Думу. Что Вы думаете о предстоящем событии? Насколько эти выборы легитимны с точки зрения социал-демократа?
Выборы в России — это профанация. И о том, что это профанация, знают все: и власть, и население, которое поэтому на выборы не ходит и не видит смысла в них участвовать. Ходят только организованные бабульки, которые делают это всегда. Возникает вопрос: а для чего нужен такой спектакль? Если бы власть завтра выступила и сказала, что депутатов Госдумы не нужно избирать по примеру губернаторов, а нужно назначать, то никаких бы волнений в стране по этому поводу не возникло. Спрашивается, для чего нужна эта профанация?
Мне представляется, что в основном это делается для Запада. Причём, Запад тоже прекрасно знает, что наши выборы — это иллюзия. Но, тем не менее, делает вид, что это реальность.
Я думаю, это нужно для того, чтобы западным бизнес-партнёрам российской власти было комфортнее с этой властью работать в глазах собственных избирателей. Если вдруг в России официально выборы отменят, то у европейских и американских избирателей встанет вопрос, почему их истеблишмент сотрудничает с откровенно диктаторским режимом в России? А так, формально выборы есть. Хотя проблемы с правами человека и сохраняют свою актуальность, но Россия представляет себя странам Запада как страна с переходным периодом от «коммунизма» к демократии со всеми вытекающими отсюда проблемами и сложностями. Западу очень удобно держать Россию в качестве страны с ограниченными нарушениями прав человека и демократии, чтобы при очередной торговле по экономическим или политическим вопросам можно было на нее надавить.
Тем не менее, социал-демократам необходимо использовать выборы, т.к. это то время, когда внимание людей привлечено к политике. Это возможность более широко распространить свои взгляды, и, может быть, пытаться продвинуть своих депутатов в «законопослушные» органы власти. В частности несколько социал-демократов идут на выборы с партией «Яблоко».
Современная партийная система часто критикуется, в том числе и представителями действующих партий. Для чего же нужны партии в современной России?
Каждая партия, которая позиционирует себя в качестве оппозиционной, но входящая в систему (например, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, и т. п.), собирающая оппозиционный электорат и сливающая его потом власти, является заложником своей позиции. Каждая такая партия вынуждена договариваться с определёнными силами и существовать в рамках общей системы. Но если эта система даст трещину, то эти партии, даже не меняя своей оппозиционной риторики, а только усиливая её, на время становятся реальной оппозицией. Они могут даже на время взять власть, если правящий режим расколется.
Например, коммунисты во время протестов пенсионеров против монетизации льгот уводили людей, перекрывающих Невский и Московский проспекты в «отстойник» Финляндского вокзала и договаривались при этом с Матвиенко (губернатор Санкт-Петербурга в то время) о каких-то преференциях для своей партии. В результате, они получили свою фракцию в Питерском ЗакСе.
В последнее время в среде оппозиции много говорится о том, что не нужно стремиться регистрировать партию (всё равно не дадут), а нужно развивать своё движение. В чём отличие между партиями и общественными движениями в современной России?
Если отталкиваться от юридических определений, то политические общественные организации — это не партии, поскольку они не подпадают под закон о партиях. Если же исходить с изначальных определений, то партия — это союз единомышленников, разделяющих и продвигающих определенную политическую и экономическую программу.
Оформляют ли единомышленники свой союз как партию или как движение, или как профсоюз зависит в основном от того, какие методы борьбы и продвижения своих идей и интересов они предпочитают. Если они делают ставку на иллюзорные выборы, то они должны оформлять партию и договариваться с властью о том, что им дадут сформировать свою фракцию. При этом одобренная партия должна быть чем-то властям полезна или наоборот опасна и представлять некую реальную силу, с которой нужно считаться. В случае с демократическими и социалистическими организациями – это способность вывести миллионы людей на улицы, т.е. организовать реальной «движение».
Поэтому сначала нужно быть движением, а потом уже можно оформлять и партию. Если движения нет, то партия – это просто бюрократическая формальность.
Однако в условиях подавляющей политической апатии населения создать движение, а следовательно, и реальную партию нельзя. Можно только работать с социально активным меньшинством, решая локальные социальные задачи, участвуя в локальных социальных конфликтах и формируя ядро социал-демократии из социально активной молодежи для будущего движения.