29мар 2013
28 марта 2013 в офисе партии «Гражданская платформа» состоялся круглый стол «Образование в России, его проблемы и пути решения». Круглый стол был нацелен на выявление взгляда на ситуацию с образованием молодежных гражданских и политических активистов.
Председатель Российского студенческого союза Санкт-Петербурга Николай Артеменко поставил проблему деиндивидуализации ребенка в процессе школьного обучения: «Если мы в нашем обществе будем слушать дискуссии о детях, то поразимся тому, что о них говорят как о вещах. Проблема школы – это отношение к детям. И такое отношение убивает у них всяческую инициативу и мотивацию к обучению».
Член правления молодежного отделения Российской ассоциации политических наук Александр Беляев выделил проблему коммерциализации образования: «Ориентированность предоставления услуг в ВУЗах на экономически востребованные специальности при хроническом безразличии государства к фундаментальному образованию приводит к исчезновению целого ряда профессий, что наносит удар по культурному и научному потенциалу страны».
Член совета Союза социал-демократов Канюков Анатолий поднял проблему нового закона «Об образовании»: «Не вызывает сомнений, что новый закон как и всеместное введения ЕГЭ в перспективе предназначен для сокращения бюджетных средств и максимальное увеличение платности образования».
Представитель организации «Весна» Павел Терехов уделил внимание аккредитационным показателям ВУЗа: «Сейчас наметилась тенденция сокращения ВУЗов, может быть в целом она и правильная, потому что неэффективные ВУЗы просто тратят денежные средства, которые можно было бы использовать с большей пользой. Но система акрредитационных показателей не выдерживает никакой критики».
Представитель Российского социал-демократического союза молодежи Екатерина Серова обратила внимание на ценность заочного образования для ВУЗов: «Эта проблема традиционно обходится стороной. Но она существует и она актуальна. Студенты, обучающиеся на заочной форме обучения, часто чувствуют безразличие к ним преподавательского состава. Они выступают в роли людей второго сорта, хотя в силу ограниченности образовательных возможностей, которые им предоставляются на заочной форме обучения, могли рассчитывать хотя бы на поддержку».
Круглый стол показал системный характер кризиса в образовании. Практически все участники дискуссии сошлись на том, что пока нынешняя власть будет сохранять свои позиции перемен ждать не приходиться. Поэтому необходимо скоординированная работа гражданского общества.
Предложения, выработанные на круглом столе:
1. Необходимо уйти от шаблонного восприятии учебного процесса как просто передачи информации и сформировать образ той личность и критерии образовательного процесса, благодаря которым обучение могло бы строиться на принципах уважения к человеку, индивидуального подхода, гибкости, свободы выбора и заинтересованности ученика.
2. Гарантировать достойный уровень заработной платы преподавательского состава, чтобы снять с них необходимость работать по принципу «белки в колесе», что приводит к истощений преподавателя и снижению качества обучения;
3. Необходимо в серьез обсудить возможность выборности и отзыва директоров школ и ректоров ВУЗов;
4. Обеспечить всем желающим бесплатное школьное и высшее образование, вместе с тем, предоставить возможности развитию частного образования, в том числе с его государственным финансированием;
5. Разработать альтернативный подход к эффективности ВУЗов, способный отразить качество образовательного процесса;
6. Оценить возможность создания альтернативной образовательной среды, для передачи знаний;
7. Поставить вопрос о разработке Санкт-Петербургского закона «Об образовании», призванного воплотить надежды на доступное современное и качественное образование и уважение к ученику и преподавателю.
Организации, принявшие участие в дискуссии, призывают гражданское общество консолидироваться в вопросах преодоления проблем образования и готовы сотрудничать со всеми кто обеспокоен сложившейся ситуацией.